Особенности подросткового возраста

   

Психологи выделяют шесть возрастных этапов психического развития ребёнка  (от рождения до юношества), каждый из которых характеризуется своими особенностями восприятия, памяти, мышления, внимания, интересов, особенностями движений и речи, сознания и свойств личности.

       1 этап - младенческий возраст (до года жизни).

       2 этап – ранний детский возраст (от года до трёх лет).

       3 этап – дошкольный возраст (от трёх до семи лет).

       4 этап – младший школьный возраст.

       5 этап – средний школьный возраст.

       6 этап – старший школьный возраст.

Часто применяют и другую периодизацию, основанную на изменениях физического и психического развития.

        Обычно подростковый возраст  выделяют с 11-12 до 15-17 лет (девочки взрослеют на 1-2 года раньше мальчиков). Юность продолжается с 15-16 лет до 20-21 года (с15 до 17 лет – ранняя юность).      

         Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка:

         - анатомо-физиологическое строение;

         - интеллектуальное;

         - нравственное развитие;

         - а также разнообразные виды деятельности.

Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем вырастают на 4-7 см, а девочки на 3-6 см) опережает развитие мускулатуры, а также других частей тела (груди и таза), отчего подростки часто выглядят нескладными, непропорциональными, угловатыми. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объёме, в результате чего оно начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения.

       У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берётся за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость головокружение, упадок сил. Подобные перепады сосудистого и мышечного тонуса – естественные проявления изменений в организме подростка, которые взрослым следует принимать во внимание, щадящее дозируя объём предъявляемых к нему требований.

        Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация. Новые телесные ощущения, свидетельствующие о половом созревании, нередко воспринимаются подростками как сенсация, причём далеко не всегда самосознание ребёнка адекватно справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своём физическом «Я».

        Дети переживают, что они слишком худы или толсты, стыдятся угрей (частого спутника полового созревания), боятся, что их развитие идёт «как-то не так», что они не соответствуют норме или известным им (но не всегда верным) стандартам.

        Очень часто подростки испытывают двойственное чувство к проявлениям своего физиологического взросления – чувство гордости соседствует с отвращением и брезгливости к собственному телу. Многие подростки в этот период пренебрегают навыками опрятности, отказываются мыться, нарочно небрежны и неряшливы в одежде.

        Гипертрофированность образа физического «Я» в самосознании подростка – явление временное, переходное, как и сам подростковый возраст. Со временем люди приспосабливаются к своим физическим данным. Более сбалансированной становится и самооценка себя как личности.

        Половое созревание подростка происходит при заметном отставании в его социальном становлении. Это влечёт за собой социально-психологические проблемы воспитания.

       В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы. Их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдаёт той среде и группе, где он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома.

        Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его.

         Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста:- эмоциональная незрелость;

  - недостаточно развитое умение   

    контролировать собственное поведение;

 - соразмерять желание и возможности в

  удовлетворении своих потребностей;

 - повышенная внушаемость;

 -желание самоутвердиться и стать  взрослым.

         Следует помочь подростку этот трудный для него этап взросления, а для этого, прежде всего, важно установить с подростком искренние доверительные отношения, своим отношением мягко давая понять, что вы понимаете и разделяете его переживания, но при этом цените и уважаете его таким, какой он есть.

          Подобный контакт снимает напряжение в межличностных отношениях, помогает подростку преодолеть замкнутость в собственном внутреннем мире, поддерживает его позитивное отношение к собственному «Я», высвечивает иные, нередко ему самому неизвестные, но ценимые другими качества его личности.

        Подросток – это ещё недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью, но характеризующаяся личной ответственностью, так как подросток – это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки.