Скачать
Школьная пора- памятка для родителей.doc
Microsoft Word документ 52.9 KB

         Особенности подросткового возраста

   

Психологи выделяют шесть возрастных этапов психического развития ребёнка  (от рождения до юношества), каждый из которых характеризуется своими особенностями восприятия, памяти, мышления, внимания, интересов, особенностями движений и речи, сознания и свойств личности.

       1 этап - младенческий возраст (до года жизни).

       2 этап – ранний детский возраст (от года до трёх лет).

       3 этап – дошкольный возраст (от трёх до семи лет).

       4 этап – младший школьный возраст.

       5 этап – средний школьный возраст.

       6 этап – старший школьный возраст.

Часто применяют и другую периодизацию, основанную на изменениях физического и психического развития.

        Обычно подростковый возраст  выделяют с 11-12 до 15-17 лет (девочки взрослеют на 1-2 года раньше мальчиков). Юность продолжается с 15-16 лет до 20-21 года (с15 до 17 лет – ранняя юность).      

         Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка:

         - анатомо-физиологическое строение;

         - интеллектуальное;

         - нравственное развитие;

         - а также разнообразные виды деятельности.

Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем вырастают на 4-7 см, а девочки на 3-6 см) опережает развитие мускулатуры, а также других частей тела (груди и таза), отчего подростки часто выглядят нескладными, непропорциональными, угловатыми. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объёме, в результате чего оно начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения.

       У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка: то он с энтузиазмом и азартом берётся за трудную физическую или умственную задачу и может работать, забыв о времени и усталости, то вдруг сникает, чувствует слабость головокружение, упадок сил. Подобные перепады сосудистого и мышечного тонуса – естественные проявления изменений в организме подростка, которые взрослым следует принимать во внимание, щадящее дозируя объём предъявляемых к нему требований.

        Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация. Новые телесные ощущения, свидетельствующие о половом созревании, нередко воспринимаются подростками как сенсация, причём далеко не всегда самосознание ребёнка адекватно справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своём физическом «Я».

        Дети переживают, что они слишком худы или толсты, стыдятся угрей (частого спутника полового созревания), боятся, что их развитие идёт «как-то не так», что они не соответствуют норме или известным им (но не всегда верным) стандартам.

        Очень часто подростки испытывают двойственное чувство к проявлениям своего физиологического взросления – чувство гордости соседствует с отвращением и брезгливости к собственному телу. Многие подростки в этот период пренебрегают навыками опрятности, отказываются мыться, нарочно небрежны и неряшливы в одежде.

        Гипертрофированность образа физического «Я» в самосознании подростка – явление временное, переходное, как и сам подростковый возраст. Со временем люди приспосабливаются к своим физическим данным. Более сбалансированной становится и самооценка себя как личности.

        Половое созревание подростка происходит при заметном отставании в его социальном становлении. Это влечёт за собой социально-психологические проблемы воспитания.

       В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы. Их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдаёт той среде и группе, где он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома.

        Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его.

         Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста:- эмоциональная незрелость;

  - недостаточно развитое умение   

    контролировать собственное поведение;

 - соразмерять желание и возможности в

  удовлетворении своих потребностей;

 - повышенная внушаемость;

 -желание самоутвердиться и стать  взрослым.

         Следует помочь подростку этот трудный для него этап взросления, а для этого, прежде всего, важно установить с подростком искренние доверительные отношения, своим отношением мягко давая понять, что вы понимаете и разделяете его переживания, но при этом цените и уважаете его таким, какой он есть.

          Подобный контакт снимает напряжение в межличностных отношениях, помогает подростку преодолеть замкнутость в собственном внутреннем мире, поддерживает его позитивное отношение к собственному «Я», высвечивает иные, нередко ему самому неизвестные, но ценимые другими качества его личности.

        Подросток – это ещё недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью, но характеризующаяся личной ответственностью, так как подросток – это лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки.